Программа движения «Нецер Олами»
Принята в 2002 году
Мы, члены молодёжного движения «Нецер Олами», придерживаясь позиций реформистского / прогрессивного сионизма, настоящим подтверждаем, что в нижеследующих пунктах изложены ключевые принципы и ценности, которым обязуются следовать все отделения нашего движения.
1. Иудаизм: религия, народ и государство
Возвращение Ам Исраэль [народа Израиля] на родину предков после почти двухтысячелетней безгосударственности и беспомощности являет собой историческую победу еврейского народа. Мы признаём важность той роли, которую играет государство Израиль, предоставляя евреям физическое прибежище, и вместе с тем утверждаем, что более важная задача государства состоит в предоставленнии возможности религиозного и культурного обновления на своей земле и в исполнении обещания, данного Богом Аврааму: «потомству твоему даю Я землю сию». Стоя на позициях религиозного сионизма, мы утверждаем, что иудаизм – это религия, народ и государство, причём все три данных элемента неразделимы.
2. Союз с Богом как нравственный долг
Мы верим, что вечный союз, заключённый у горы Синай, предопределил Ам Исраэль исключительную роль. Поэтому Мединат Исраэль, еврейское государство, отличается от остальных государств. Его долг – стремиться к достижению еврейским народом высших нравственных идеалов: стать мамлехет коаним [царством священнослужителей], гой кадош [святым народом] и ор ла гоим[светочем для других народов].
3. Суверенитет
В течение двух тысячелетий рассеяния и преследований, Ам Исраэль никогда не оставлял надежды на возрождение национального очага в Эрец Исраэль.
Сотни лет гонений на еврейский народ, окончившихся Шоа [Холокост, Катастрофа европейского еврейства], наглядно продемонстрировали опасность, которую таит в себе бессилие. Поэтому мы приветствуем возрождение национального суверенитета Ам Исраэль при наличии еврейского большинства, но вместе с тем призываем использовать его для создания общества, все члены которого обладали бы полными гражданскими и религиозными правами и в котором не нарушалось бы ни одно из прав человека, общества еврейского и демократичного одновременно. В конечном итоге Мединат Исраэль будет оцениваться не по военной мощи, а по своему характеру. Вновь обретя суверенитет, мы получаем возможность продемонстрировать, что традиции и ценности иудаизма, в которые мы верим, являются верным средством для решения государственных проблем в современном мире. Считая Эрец Исраэль святыней, мы, тем не менее, полагаем, что святость еврейской жизни имеет бóльшую ценность, нежели святость еврейской земли.
4. Израиль и диаспора
При том, что Мединат Исраэль однозначно является духовным и культурным центром для мирового еврейства, евреи Израиля и стран диаспоры зависят друг от друга и ответственны друг за друга, сообща формируя судьбу еврейского народа. На каждую кегилу [еврейскую общину], пусть даже до определённой степени независимую, приходится доля ответственности за судьбу евреев, где бы они ни жили. Углубляя общественные, духовные и интеллектуальные связи между кегилот во всём мире, мы сумеем вдохнуть новую жизнь в иудаизм как в Израиле, так и в диаспоре.
5. Алия нимшехет [продолжение репатриации]
Полностью соглашаясь с необходимостью существования творческой, живой и подлинно еврейской диаспоры, мы поддерживаем алию [репатриацию] в Израиль в соответствии с заповедью ишув Эрец Исраэль [заселения страны Израиля]. Евреи, конечно, могут жить в полном соответствии с Торой и в диаспоре, но только в Мединат Исраэль на них возлагается главная обязанность управления обществом, и именно таким образом они могут реализовать весь потенциал своих личных и общинно-религиозных устремлений. В Израиле евреи могут соблюдать еврейский образ жизни как в личной, так и в общественной сферах, согласовывая государственный уклад с еврейским календарю и природными ритмами.
Поэтому мы призываем всех наших хаверим [членов нашего движения] со всей серьёзностью взвесить Алию как одну из возможностей реализовать стремление жить еврейской жизнью. Однако сам факт Алии ещё не достаточен. Мы призываем всех людей, собирающихся совершить Алию, осознать, что они становятся частью Алия нимшехет (продолжающейся Алии), исходя из своего стремления реализовать принципы и ценности нашего движения в Израиле – как на личном уровне, так и в плане построения общества, которое соответствует нашим убеждениям.
6. Прогрессивный / реформистский иудаизм в Израиле
Будучи уверены, что синтез традиционного и современного в реформистском иудаизме и выполнение исторического обязательства тикун олам [улучшение, исправление мира] могут внести исключительный вклад в развитие еврейского государства, мы принимаем решение с ещё бóльшим усердием обучать израильтян ценностям реформистского иудаизма. Мы всячески поддерживаем развитие прогрессивного / реформистского иудаизма в Мединат Исраэль и укрепление его позиций.
7. Плюралистский подход к иудаизму в Израиле
Мединат Исраэль существует не только на благо своих граждан, но также и для того, чтобы обеспечивать физическую безопасность и духовную целостность еврейского народа. Осознавая, что Ам Исраэль включает в себя разные, подчас конфликтующие друг с другом религиозные направления, мы считаем, что наибольшее благо для еврейского народа заключается в том, чтобы Мединат Исраэль являло собой общество, управляемое по законам демократии и плюрализма. Таким образом, мы стремимся к еврейскому государству, в котором ни одно из религиозных направлений не имело бы привилегий по отношению к другим.
8. Тикун олам
Мы привержены идее тикун олам и рассматриваем членов движения как активных участников данного процесса. Мы верим, что на нас, евреев, возложена особая задача – сделать мир луше, что соответствует нашему мировоззрению и нашим ценностям. Мы верим, что этот процесс, тикун, это стремление к улучшению и усовершенствованию, должно быть реализовано в разных аспектах нашей жизни: на уровне личном (тикун ацми), общинном (тикун кегила), государственном (тикун Медина), народном (тикун ам) и наконец на мировом уровне (тикун олам). Мы не принимаем идею, согласно которой данный процесс является поэтапным и требует завершения одной стадии и лишь затем перехода к другой. Отнюдь нет: мы стремимся участвовать в постоянном улучшении нашей жизни на всех уровнях. Таким образом, наш подход является как «универсалистским», так и «партикуляристским», т. е. нас волнует как судьба еврейского народа, так и судьба всего на остального мира.
9. Наши ценности
Стоя на позициях реформистского / прогрессивного сионизма, мы придерживаемся особого набора ценностей, на которых зиждется наше мировоззрение. Мы стремимся к тому, чтобы руководствоваться данными ценностями во всех наших действиях. Некоторые из этих ценностей, наиболее важные, приводятся ниже:
• Творческая и осмысленная молитва;
• Соблюдение шаббата и праздников;
• Непрерывное и обязательное изучение иудаизма на протяжении всей жизни;
• Принятие взвешенных решений – как на личном, так и на общинном уровне;
• Вера в единственность Всевышнего;
• Цдака и гмилут хасадим (подаяние неимущим и благодеяния);
• Социальная справедливость и стремление к миру;
• Равенство, в особенности, равенство полов в иудаизме;
• Взаимная поддержка и сотрудничество;
• Забота об окружающей среде;
• Человеческое достоинство и терпимость к различиям между людьми.
Мы призываем все наши отделения и всех хаверим стать частью непрерывного процесса, цель которого – понять значение каждой из упомянутых ценностей в повседневной жизни и в жизни общины.
10. Реформистская сионистская община
Особую ценность мы видим в том, чтобы быть частью общины и призываем всех членов нашего движения рассмотреть возможность активного участия в её жизни. Мы обязуемся поддерживать и развивать как новые, так и давно существующие реформистские / прогрессивные сионистские общины, созданные согласно вышеуказанным ценностям и приверженные укреплению внутриобщинных связей; общины целеустремлённые, стремящиеся к активному участию в еврейской жизни и к утверждению своего авторитета по вопросам религии.
11. Иврит
Признавая знание иврита необходимым как для изучения иудаизма, так и для объединения еврейского народа, стремясь к укреплению солидарности евреев Израиля и диаспоры, мы обязуемся интенсивно использовать этот язык внутри движения и прикладывать бóльшие усилия для обучения ивриту наших хаверим. Иврит, язык наших священных текстов и молитв, является символом возрождения Ам Исраэль.
12. Пребывание в Израиле
Стремясь к реализации вышеуказанных принципов, мы будем предпринимать все усилия к тому, чтобы как можно больше наших хаверим приезжало в Израиль на продолжительные сроки для участия в долгосрочной программе нашего движения, «Нецер Олами».
13. Хагшама и активизм
Мы ставим перед нашим движением просветительские задачи и обязуемся активно выполнять их. Мы верим в важную роль образования как средства для саморазвития и изменения к лучшему, и именно поэтому наша деятельность является просветительской по своей природе. Мы также верим, что образование и идеологические принципы – это ценности, которые должны быть подкреплены реальными действиями. Мы имеем право и должны придерживаться принципиальных позиций по ключевым вопросам, имеющим большое значение в современном мире, и будем активно работать, чтобы осуществить наши чаяния. Более того, мы призываем всех наших хаверим внедрять в жизнь идею Хагшама (самореализации), т. е. реализовать идеалы и ценности нашего движения в повседневной жизни. Мы верим, что всем евреям важно вести осмысленный еврейский образ жизни, и мы всячески призываем всех наших хаверим подхватить эту инициативу, где бы они ни жили, даже после того, как они решат прекратить своё членство в нашем движении.
14. Искупление (геула)
В конечном итоге мы верим, что обновление и увековечивание еврейского национального очага в Эрец Исраэль есть необходимое условие для реализации физического и духовного искупления еврейского народа и всего человечества. О дне искупления мы можем пока лишь только мечтать, но, тем не менее, мы свято верим, что Мединат Исраэль, существующее в мире со своими соседями, приблизит этот день для Ам Исраэль и воплотит в жизнь еврейскую мессианскую мечту об охраняемом Всевышним мире на всей земле. Сионизм достиг много за очень короткий срок, и эти успехи слагают невиданный доселе триумф еврейского духа, но нам ещё предстоит длинный путь, вымощенный колоссальными трудностями. Как сказано:
«Ло леха га-мелаха лигмор, вэ-ло ата бен-хорин лехибатель мимена.»
Не тебе завершить этот труд, и не волен ты отказаться от него. («Наставленния отцов»)